Был у меня как-то клиент компания с тремя собственниками: все между собой друзья, полное доверие, друг за друга горой. Один из собственников пригласил в компанию финансового директора — навести порядок в финансах. И случилась не очень приятная ситуация. Финдиректор начал собирать отчеты: например, сколько собственники вытаскивают денег на себя дивидендами. Собственники говорят, дивиденды не выводим, платим себе только зарплаты. Иногда такси и обеды оплачиваем корпоративной картой. Так мелкие расходы. Далее финансовый директор пошел дальше — к бухгалтеру. И тут началось интересное. Бухгалтер отправляет чек, а там какие-то непонятные платежи. Цемент, строительный инструмент, древесина — для чего не понятно. Потому что компания вообще не строительством занимается. Или вот другой чек: закуп одежды на 50 000 рублей — даже не придумаешь, в какую статью расходов записывать. На встрече начали выяснять, откуда эти платежи. И один собственник говорит: — Я дом строю, кое-что оплатил корпоративной картой, а записать в расходы забыл. Вычтите мне из зарплаты потом, хорошо? Остальные собственники решили, что хорошо. Но вот финдиректор решил собирать все платежи по непонятным контрагентам, и заодно проверить, были ли такие в предыдущие месяцы. Тут вы уже, наверное, поняли, что были. Кроме чеков за строительство нашлись чеки за покупку бытовой техники, оплаты продуктов и много чего еще. В сумме за квартал два собственника вытянули себе «недивидендов» на 1,5 млн. рублей. На зарплате сидел только тот собственник, который решил пригласить финдиректора. Мораль истории такова, доверяй, но проверяй.