В случае малого и среднего бизнеса таких разделов обычно четыре:
1. Инвестиции (сколько, куда и когда инвестировать денег).
2. Оборотный капитал (как управлять им, чтобы приумножать, зарабатывать деньги).
3. Финансирование (сколько, когда и откуда привлекать денег в компанию).
4. Распределение прибыли (в том числе дивиденды) – сколько и когда распределять денег. И так рассмотрим каждый раздел в отдельности
1. Инвестиции
Нужны ли вливания (инвестиции) в проект: закупка оборудования, новые мощности, программное обеспечение, вложения в открытие новых точек – то есть активы долгосрочного характера, необходимые для выполнения финансового плана? В инвестиционной политике прописывается, какие суммы, когда и на какие инвестиционные проекты требуются. Например, проекту/компании нужны инвестиции для:
- покупки оборудования;
- найма профессиональной команды;
- автоматизации бизнес-процессов;
- ребрендинга и открытия новых точек продаж. Итого 15 млн руб. в год. Задача управления инвестициями – максимизация рентабельности (доходности на вложенные суммы) инвестиций.
2. Оборотный капитал (про него, уже была статья не буду повторяться)
3. Финансирование
Компании могут понадобиться деньги на инвестиционные проекты или на пополнение оборотного капитала. В разделе про финансирование указывается, из каких источников поступят эти деньги. Это будут:
либо накопленные средства бизнеса (собственный капитал);
либо средства владельцев (учредителей), внесенные в качестве взносов в капитал компании или в качестве займов;
либо привлеченное финансирование (банки, государство, инвесторы и т. д.) – заемный капитал. Нужно указать, когда, в каком объеме, под какие процентные ставки и на каких условиях планируется привлекать заемное финансирование, а также возможности по рефинансированию и планы по возврату существующих займов.
4. Стратегия распределения прибыли. Нужно с самого начала подумать о том, что вы планируете делать с накопленной прибылью: реинвестировать в бизнес, частично резервировать (резервные фонды), направлять на выплату дивидендов. В стратегии можно прописать один из вариантов (или разные варианты для этапов). Первый вариант – максимальные дивиденды: выведение денег из бизнеса здесь и сейчас, столько, сколько возможно, по мере формирования прибыли.
Второй вариант – наращивание капитализации: вы не выводите дивиденды, вы накапливаете их в бизнесе, заработанную прибыль реинвестируете, развиваете компанию, капитал бизнеса растет, стоимость бизнеса растет. Этот вариант называется наращиванием капитализации. При этом вы осознаете, что дивидендов не будет в течение определенного периода времени, например год или два.
И третий вариант – завоевание рынка путем роста компании. Дивидендов не будет, компания может быть убыточной. Вы осознанно идете на то, что какое-то время (возможно, продолжительное) компанию нужно будет дофинансировать. Стратегия может предусматривать работу в минус, в убыток. Для чего? Для того чтобы завоевать рынок, заявить о себе и ожидать, что в перспективе это окупится, ваш бренд будет узнаваем и тогда вы уже сможете перейти к стратегии вывода дивидендов либо наращивания капитализации. Когда тот или иной вариант прописан в стратегии, он воспринимается менеджментом и ключевыми сотрудниками компании как осознанный, управляемый процесс, а не как форс - мажор, с которым нужно что-то срочно делать. На выходе у малого бизнеса должна получиться финансовая стратегия – несколько страниц текста, которые добавят системности в бизнес, зададут ориентиры и станут основой для финансового планирования и контроля. На какой срок составлять стратегию? Корпоративную – не менее чем на год, лучше на два-три. Чем крупнее бизнес, тем длиннее период стратегического планирования. Финансовую – не менее чем на год, с разбивкой по кварталам или месяцам